Владимир Уральский

Владимир Уральский

Владимир Михайлович Уральский. Настоящая фамилия – Попов. Знаменитый актер немого кино, сыгравший большие и маленькие роли почти в ста фильмах. С возрастом перешёл на эпизодические, характерные образы. Среди лучших фильмов: “Стачка”, “Окраина”, “Машинист Ухтомский”, “Молодая гвардия”, “Беспокойное хозяйство”.

“Дана сия бумага Владимиру Михайловичу Попову в том, что он, помимо своей настоящей фамилии, имеет ещё и уличную – Уральский, поскольку пошёл в артисты”. Этот документ, подписанный главой канцелярии города Оренбурга, датированный 1908 годом, до сих пор хранится в семье Уральских.

Владимир Михайлович, основатель и глава творческой династии, был очень популярен в театральной провинции, многие его работы пользовались успехом у публики, несмотря на то, что исполнитель ещё не был профессиональным актёром. Особенно горячо встречали зрители Уральского в образе Анания Яковлева в “Горькой судьбине” Писемского. Заметили его и в столице. Знаменитые мастера сцены Леонидов, Добронравов и Боголюбов помогли молодому актёру устроиться в МХТ, где он начал репетировать роль Клеща в пьесе “На дне”, но в 1913 году Владимир Уральский был выслан в Гельсингфорс как “неблагонадёжный”.

Снова – провинция. Но после революции Уральский стал работать у Алексея Дикого в театре ВЦСПС на Чистых прудах. Спектакли следовали один за другим: “Матросы Катарро”, “Глубокая провинция”, “Вершины счастья”.

20-30-е годы, а затем и 40-е, помимо удачных работ в театре, принесли Владимиру Уральскому десятки ролей в кино: “Броненосец “Потёмкин”, “Случай на мельнице», «Мисс Менд», «Дом на Трубной», “Два-Бульди-Два”, “Путёвка в жизнь”, “Аэроград”, “Пугачёв”, “Парень из тайги”, “Кутузов”, “Крейсер “Варяг”, “Первоклассница”, “Сталинградская битва”, “Степные зори”. Он снимался у Эйзенштейна, Барнета, Протазанова, Желябужского, Оболенского и многих других мастеров немого кино. Играл милиционеров и бандитов, солдат и священников, рабочих и чиновников.

В 1927 году Владимир Уральский снялся в фильме “Альбидум”, где создал образ учёного, прототипом которого был Николай Вавилов. Это была большая творческая удача актёра, филь имел успех. Но вскоре Вавилов был объявлен врагом народа, “Альбидум” сняли с проката, а Владимир Михайлович до конца своих дней не мог примириться с этим фактом. Фильм не сохранился.

Его сын, Виктор Уральский, тоже стал киноактёром. Этому никто не удивился, так как супруга Владимира Михайловича в своё время была популярной театральной актрисой, и вся атмосфера дома располагала именно к тому, чтобы сын пошёл по стопам родителей.

Последние годы Владимир Уральский служил в Театре-студии киноактёра в Москве.

В 1895-1909 годах был рабочим пекарни в Оренбурге. В 1914 году учился в театральной школе МХТ, в 1923-25 годах – в киноактёрской школе им. Б. Чайковского. В 1909-14 годах – актёр театров: русской драмы при Нардоме и Городского театра – в Оренбурге, в 1914 – миниатюр в Новочеркасске, в 1914-15 – Русского Александровского правительственного в Гельсингфорсе, в 1915-22 – товарищества русской драмы в г. Лудны, русской драмы в Екатеринбурге, Симбирске, Кузнецке, Самаре, Бузулуке, Одессе, Омске. В 1922-23 годах – актёр и режиссёр труппы политотдела Второй кавалерийской дивизии Первой Конной армии в Оренбурге. С 1923 года – в штате киностудии “Межрабпом-Русь”. С 1933 – актёр театра ВЦСПС в Москве, с 1936 – в штате киностудии “Союздетфильм”, с 1945 – Театра-студии киноактёра.

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).