Владимир Володин
Владимир Сергеевич Володин. Настоящая фамилия – Иванов. Блистательный комик, звезда советской оперетты. В кино прославился в комедиях Григория Александрова “Цирк” и “Волга-Волга”. Один из основателей Московского театра оперетты.
В 14 лет Володя Иванов пришёл в цирк наниматься ковёрным, но взяли его туда на утренники, для детей. Взрослым его шутки типа “горбацуцер, пуцер, бамар”, показать не решились. Когда 30 лет спустя Владимир Сергеевич рассказал об этом Александрову, тот сказал: “Я Вам гарантирую повышение – у меня Вы станете директором цирка! Но с одним условием: свою присказку про “горбацуцер” не будете произносить ни при каких обстоятельствах”.
В театр Владимир пришёл бутафором. Каждый вечер он стоял в кулисах и во все глаза смотрел на артистов. Там его заметил прославленный Иван Пельтцер, который решил прослушать юношу. Так началась карьера будущего любимца публики Владимира Володина. Уже спустя год Иван Пельтцер сказал ученику: “К чему тратить зря время и деньги! Тебе уже нечему учиться!”. Он организовал Володину первое выступление на эстрадной сцене. Вскоре актёр появился в труппе театра-кабаре “Летучая мышь”, а в 1927 году Володин оказался одним из основателей Московского театра оперетты. Он играл в первой советской оперетте “Женихи” И.Дунаевского, которую придумал друг и коллега Володина Сергей Антимонов.
Володин был бесподобно музыкален. Его далеко не сильный, хрипловатый голос обладал потрясающим шармом. Артист свободно преодолевал грань условности – переход от разговора к музыке. Его богатая фантазия комика постоянно находила всё новые краски для любой роли, даже для обычного выхода на сцену – он не мог не удивлять.
Он никогда не играл злодеев. Подлецы и прохвосты у него не получались. Его герои всегда оставались добрыми, пусть порой и непутёвыми, людьми. Участие Володина в фильмах “Светлый путь”, “Первая перчатка”, “Кубанские казаки”, “Драгоценный подарок” стали настоящим подарком для зрителей.
Владимир Володин оставил сцену только тогда, когда уже стал терять слух и память. Он приходил на спектакль из последних сил, играл около кулис, чтобы лучше слышать суфлёра. Но когда понял, что провалы памяти стали приобретать пугающий масштаб, решительно порвал со сценой. На последнем спектакле, когда закрылся занавес, Володин заплакал, уткнувшись в кулису.
Народный артист РСФСР (1947).
Лауреат Государственной премии СССР (1951 – за участие в фильме “Кубанские казаки”).
Играл в театрах Зона, “Эрмитаж”, “Альказор”, а также в театрах Украины и Дальнего Востока. С 1927 – актер Московского театра оперетты.
(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).