Юозас Киселюс
Юозас Юозович Киселюс родился в Литве, в небольшом городке Йонишкис. Актер (70-90-е). Окончил факультет актерского мастерства Литовской консерватории (1972). С 1972 – актер Вильнюсского академического театра драмы. В кино – с 1974 года. Заслуженный артист Литвы; Лауреат Гос. премии СССР (1983 – за участие в тв-фильме “Долгая дорога в дюнах”).
Многие наверняка смотрели популярный в начале восьмидесятых художественный фильм “Долгая дорога в дюнах”, но далеко не каждый вспомнит сейчас имя актера, сыгравшего роль главного героя картины – Артура. Юозаса Киселюса забыли. Возможно, потому что на фоне звезд советского кино он не сильно был заметен даже в то время, ведь кроме “Долгой дороги в дюнах”, вряд ли кто-то, не задумываясь, назовет еще хотя бы пару-тройку фильмов с его участием. Был ли он актером одной роли или что-то просто помешало реализоваться такому таланту до конца? Теперь никто не может однозначно ответить на этот вопрос. Юозас умер еще совсем молодым, не прожив и половины жизни – ему был всего 41 год – и об этом тоже мало кто знает.
Родился Юозас Киселюс 22 июня 1949 года, детство его прошло в Йонишкисе – небольшом литовском городке, и в то время он еще не помышлял о профессии актера, так как собирался стать лесником, хотел быть ближе к природе. Как получилось, что он поступил учиться в Вильнюсскую консерваторию, Киселюс и сам не мог точно сказать, видимо, так распорядилась судьба – иначе не объяснить.
После окончания консерватории Юозас создал много замечательных ролей в театре – да, в первую очередь в театре, потому что кинематограф был для него на втором плане. Актер говорил, что в кино чувствовал себя, как в гостях. Но, тем не менее, свою известность он приобрел именно благодаря кинематографу, а, точнее, художественному фильму режиссера А.Бренча “Долгая дорога в дюнах”. Поэтому те, кто еще помнят Киселюса, знают его именно по работам в кино.
Кроме “Долгой дороги…” Юозас снимался в фильмах “Цену смерти спроси у мертвых”, “Лицо на мишени”, “Пробуждение”, “Жалоба”, “Адвокат”, “Грядущему веку”, “Волки в зоне” и других. Так сложилось, что Юозас играл в основном положительных персонажей, честных и романтичных людей. На вопросы журналистов “Не боитесь ли вы повторов?”, он отвечал, что о каждой своей роли думает, как о единственной, потому что абсолютно одинаковых характеров нет.
Тут стоит упомянуть, что Юозас не очень любил отвечать на вопросы о себе. Кандидат искусствоведения В.Барановский в своей статье “Зрители пишут Артуру Банга” (1986 год, журнал “Советский экран”) писал: “Говорить с ним бывает трудно”. Но это вовсе не означало, что Киселюс умышленно не хотел поддерживать собеседника или пытался что-то скрыть – просто это было еще одним доказательством того, что актер относился к своей работе именно как к работе, а не к чему-то выдающемуся, делающему его особенным на общем фоне. Он предпочитал говорить серьезно, а на вопросы о своей популярности отшучивался ироническим замечанием: “Я флейтист в оркестре, мое дело – успеть на самолет”. Это могло означать лишь одно: “звездой” Киселюс себя не считал, он всегда оставался самим собой и предпочитал быть искренним во всех отношениях.
По мнению многих, фильмы с участием Киселюса после “Долгой дороги в дюнах” были не очень удачными, но сама игра актера вполне заслуживает внимания. Достаточно вспомнить Антона Соболева из “Грядущему веку” – очень нестандартный для советского времени образ, слишком живой и слишком естественный, или же следователя Запарина из “Адвоката” (“Убийство на Монастырских прудах”), старавшегося помочь несправедливо осужденным подросткам. Но отдельно мне хочется остановиться на роли бывшего капитана милиции Родиона из фильма “Волки в зоне”, ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС, оказавшегося один на один с несправедливостью и жестокостью, и пытавшегося в одиночку противостоять мародерам, творящим беспредел в закрытой радиационной зоне. Я не могу сказать точно, почему решила становиться именно на образе Родиона. Возможно, потому что это одна из последних ролей Юозаса в кино. А может быть, просто по той причине, что прежде об этом персонаже никто не размышлял, и, если говорили о Киселюсе, то вспоминали скорей вышеупомянутую “Долгую дорогу в дюнах”. Тем более что съемки данного фильма проходили непосредственно вблизи от места Чернобыльской трагедии. Как мне кажется, главный герой картины “Волки в зоне” очень близок по характеру самому актеру. Конечно, это лишь предположение. Родион – человек с нелегкой судьбой, в одночасье потерявший все, несмотря ни на что продолжает бороться за справедливость, хотя понимает, что один человек не сможет переменить мир. Друг, который в дальнейшем окажется подлым предателем, уговаривает его забыть о никому не нужном благородстве, подстроится под происходящее вокруг, намекает на бессмысленность бороться с “волками” (в числе которых потом оказывается сам), на что Родион отвечает: “Каждый должен делать свое дело до конца”. Он – бывший капитан милиции, он не привык проходить мимо, если видит откровенную несправедливость. Защищая человека, попавшего под горячую руку нарушителей закона, Родион, понимая, что силы не равны, подставляет себя под удар, в результате чего жестоко страдает, но зато совесть его чиста. “Нет мира в душах ваших поганых”, – говорит он мародерам, когда те начинают называть Россию нищей и обреченной страной. А возможно, не только им, потому что слова, взывающие к совести, обращены к экрану. Кто знает, быть может, Киселюс говорил в тот момент не только от имени своего героя, но и от имени самого себя. Ведь фильм снимался в трудное для страны время – в 1990 году, в период, когда особенно сложно было отличить правду от неправды, период, события которого коснулись сердца каждого. И сердца Юозаса тоже…
Теперь придется говорить о том, во что упорно не хочется верить, потому что слишком обидно и слишком больно. События в жизни страны и в жизни кинематографа, происходившие в тот период, отразились на сердце Киселюса самым непосредственным образом. Слишком много проблем: невостребованность в кино, маленький заработок, осознание того, что ничего не изменить – все это в конечном итоге и нанесло по нему страшный удар. У Юозаса обнаружили порок сердца. Обнаружили слишком поздно для того, чтобы что-либо предпринять. Врачам так и не удалось спасти жизнь актера.
Похоронен в Вильнюсе, на старом военном кладбище.