Юрий Завадский
Юрий Александрович Завадский [р. 30.6(12.7).1894, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1944. Творческий путь Завадского начался в 1915 в Студии Е. Б. Вахтангова. В Театре им. Вахтангова сыграл Антония (“Чудо святого Антония” Метерлинка) и Калафа (“Принцесса Турандот” Гоцци). Ученик Вахтангова, Завадский воспринял от него изящество и строгую чёткость внешнего рисунка роли, одухотворённость и внутреннюю наполненность исполнения. Режиссёрским дебютом Завадского был спектакль “Женитьба” Гоголя (1924). В 1924-31 – артист МХАТа; роли: Чацкий (“Горе от ума” Грибоедова), граф Альмавива (“Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше) и др. Одновременно до 1936 руководил основанной им в 1924 театральной студией (с 1927 Театр-студия под руководством Завадского), где поставил спектакли: “Любовью не шутят” Мюссе, “Вольпоне” Бен Джонсона, “Ученик дьявола” Шоу, “Школа неплательщиков”- Вернея и др. В 1932-35 возглавлял Центральный театр Красной Армии; в спектаклях “Мстислав Удалой” Прута (1932), “Гибель эскадры” Корнейчука (1934) режиссёр передал героический пафос Гражданской войны. Завадский, творчески развивая сценические традиции К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова, стремится к стилистической определённости формы спектакля, придаёт большое значение раскрытию авторского замысла силами актёрского ансамбля. В 1936-40 возглавлял Театр им. Горького (Ростов-на-Дону), где поставил спектакли “Любовь Яровая” Тренева, “Укрощение строптивой” Шекспира и др. С 1940 – главный режиссёр Московского театра им. Моссовета. В спектакле “Машенька” Афиногенова (1941) проявил присущие его таланту тонкий психологизм, мягкий юмор, мажорное восприятие действительности. Особенно ярко комедийное дарование раскрылось в постановках пьес Гольдони – “Трактирщица” (1940) и “Забавный случай” (1943). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 в искусстве Завадского преобладающее звучание приобрели суровые героические мотивы, они особенно проявились в спектаклях “Нашествие” Леонова (1943), “Встреча в темноте” Кнорре (1944) и “Бранденбургские ворота” Светлова (1946), посвященных героике военных лет. Среди многочисленных постановок произведения советских драматургов: “Дали неоглядные” Вирты (1957), “Битва в пути” Николаевой и Радзинского (1959), “Совесть” Павловой (1963, совместно с А. Л. Шансом), “Шторм” Билль-Белоцерковского (1967). Интерпретация классической драматургии (“Отелло” Шекспира, 1944, “Чайка” Чехова, 1945, “Госпожа министерша” Нушича, 1946, “Виндзорские насмешницы” Шекспира, 1957, “Леший” Чехова, 1960, и др.) проникнута стремлением выразить характерные особенности стиля и сценической формы, свойственные драматургии, связать классику с современностью. Эти спектакли отличает тонкое и живое ощущение современности, сочетание лиризма, психологической достоверности образов с глубоким оптимизмом звучания. Значительное место в творчестве Завадского занимают спектакли “Маскарад” Лермонтова (1-я редакция – 1952, 2-я – 1964) и “Петербургские сновидения” (по роману Достоевского “Преступление и наказание”, 1969), исполненные трагедийного звучания и больших философских обобщений. За спектакль “Маскарад” удостоен Ленинской премии (1965). С 1940 преподаёт в ГИТИСе (с 1947 профессор). Государственная премия СССР (1946, 1951). Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.