Александр Разумный

Александр Ефимович Разумный. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Родился в г.Елисаветграде, на Украине. В 1914 году окончил художественное училище по классу живописи. Одновременно пробует свои силы в качестве актера драматических театров. С 1915 года он начинает работать в кино, сначала как фотограф в киноателье. За очень короткий срок овладевает основными кинематографическими профессиями: оператора, художника и наконец режиссера. Впоследствии, когда режиссерская деятельность становится для него главной, он зачастую выступает также в качестве оператора и художника своих фильмов.

Из числа его ранних работ заслуживает внимания фильм “Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта” (1917), поставленный режиссером после Февральской революции при содействии Севастопольского Совета рабочих и крестьянских депутатов.

С начала советского кинопроизводства режиссер активно включается в работу над агитфильмами. К первой годовщине Великого Октября он ставит один их самых ранних агитфильмов – “Восстание” (1918), включавший в себя наряду с игровыми эпизодами ценные документальные кадры.

Разумный первым из советских киномастеров обращается к роману А. М. Горького “Мать”. Фильм, поставленный им в 1919 году, воспроизводит основные сцены и эпизоды романа. Большой интерес представляет участие в картине актера И. Берсенева (роль Павла Власова) – будущего выдающегося деятеля советского театрального искусства. Хотя фильм “Мать” представляет собой всего лишь тщательные киноиллюстрации к роману, однако сам факт обращения к этому классическому произведению пролетарской литературы красноречиво свидетельствует о характер творчества молодого режиссера.

С 1918 по 1922 год Разумный работает также в различных театральных агитколлективах. В 1922 году создает Первый московский коллектив артистов экрана и ставит фильм “Семья Грибушиных”. С этого времени и до конца немого кино им поставлено более десяти фильмов на самые разнообразные темы. Картины “Лишние люди”, “Пиковая дама”, “Принц или клоун” созданы режиссером в Германии во время творческой командировки (1926).

Наряду с картиной “Мать” в истории советского кино хорошо известен фильм “Комбриг Иванов” (1923) – один из первых опытов создания кинокомедии на материале новой действительности. Фильм “Банда батьки Кныша” (1926), поставленный режиссером в приключенческом жанре, пользовался широким успехом у публики. По режиссерской манере этот фильм, рассказывающий о борьбе чекистов с бандами белых, близок к знаменитым “Красным дьяволятам”.

В творчестве Разумного известный интерес представляют фильмы “Семья Грибушиных” (1923) и “Тяжелые годы” (1925). Они объединены стремлением режиссера использовать в рассказе о революционных событиях жанр семейной хроники. В этих картинах судьбы семей (в первом случае фабриканта, во втором – рабочего) развертываются на фоне исторических событий, охватывающих большой отрезок времени.

В годы звукового кино наиболее значительные работы А. Разумного связаны с детской и юношеской тематикой. Его фильм “Личное дело” (1939) стал одним из удачных кинопроизведений, посвященных жизни советской школы. Широкую известность и популярность приобрела картина “Тимур и его команда”, поставленная по сценарию А. Гайдара. Этот фильм, как и одноименная повесть А. Гайдара, положил начало тимуровскому движению среди пионеров.

Продолжая свой рассказ о пионерских буднях, режиссер ставит картину “Бой под Соколом” (1942). Герои фильма, тимуровцы, действуют уже в обстановке Великой Отечественной войны. В послевоенный период, когда биографическая тема заняла большое место в советском кино, режиссер создает фильм “Миклухо-Маклай” (1947) – о выдающемся русском ученом и путешественнике. В 1955 году он ставит фильм “Случай с ефрейтором Кочетковым” о бдительности и борьбе со шпионами. В качестве режиссера-постановщика принимал участие в создании первого литовского художественного фильма “Игнотас вернулся домой” (1956) по роману А. Гудайтиса-Гузявичуса “Правда кузнеца Игнотаса”. В работе над картиной режиссер вновь, как и в дни своей творческой молодости, обратился к памятным революционным событиям.