Джон Форд

Джон Форд

Джон Форд родился 1 февраля 1894 года, умер 31 августа 1973 года. Настоящие имя и фамилия — Шон Алоизиус ОФини или ОФирна.

Тринадцатый, последний ребенок в семье ирландского иммигранта, владельца салуна. После окончания школы в 1913 уехал в Голливуд к брату, который работал в киностудии «Юниверсал» в качестве актера, сценариста и режиссера. Рабочий сцены и помощник реквизитора, затем трюкач и дублер своего брата, в 1915 Шон был одним из статистов в эпической ленте Д. Гриффита «Рождение нации» (The Birth Of A Nation).

С 1915 — ассистент режиссера и актер в фильмах брата, взявшего псевдоним Фрэнсис Форд. В 1917-1920 в качестве режиссера снял для «Юниверсал» более 30 фильмов, большую часть из которых составляли вестерны с участием актера Гарри Кэри.

В 1920 переходит в «Фокс» и до 1923 снимает под псевдонимом «Джек Форд», обращаясь преимущественно к жанру вестерна, более всего отвечавшему его восприятию мира и иерархии ценностей: четкие критерии добра и зла, верность долгу, дружбе, семейной традиции, мужество в самой безнадежной ситуации.

Два фильма Джона Форда 20-х годов — вестерн «Железный конь» (The Iron Horse, 1924, эпическая история строительства трансконтинентальной железной дороги) и военная драма «Четыре сына» (Four Sons, 1928) относятся к числу лучших работ режиссера, но все же расцвет Форда приходится на звуковой период, когда он становится живым классиком американского кинематографа.

Вопреки распространенному мнению Форд, поставивший 112 лент за почти 60 лет работы в Голливуде, снимал не только вестерны, но и детективы («Полицейский Рили», Riley The Cop, 1928), комедии («Вверх по реке», Up The River, 1930), спортивные фильмы («Приветствие», Salute, 1929) и фильмы о войне, такие как «Мужчины без женщин» (Men Without Women, 1930)и «Потерянный патруль» (The Lost Patrol, 1934), исторические («Мария Шотландская», Mary Of Scotland, 1936) и приключенческие («Ураган», The Hurricane, 1937) фильмы.

Однако слава Форда связана с вестернами, которые он ставил до конца жизни: «Дилижанс» (1939); «Моя дорогая Клементина» (My Darling Clementine, 1946); «Форт Апач» (Fort Apache, 1948); «Она носила желтую ленту» (She Wore A Yellow Ribbon, 1949); «Рио Гранде» (Rio Grande, 1950); «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (The Man Who Shot Liberty Valance, 1962); «Осень чейеннов» (Cheyenne Autumn, 1964), и с серией социально-критических фильмов конца 30-х — начала 40-х годов, таких как «Гроздья гнева» (The Grapes Of Wrath, 1940, по роману Д. Стейнбека); «Табачная дорога» (Tobacco Road, 1941, по Э. Колдуэллу); «Как зелена была моя долина» (How Green Was My Valley, 1941).

В годы Второй мировой войны Форд возглавлял киноотдел ВМС США и потерял глаз в ходе съемок документального фильма «Битва за Мидуэй» (The Battle Of Midway, 1942, премия «Оскар»). Среди работ Форда военных лет — документальный фильм «7 декабря» (December 7Th, 1943, премия «Оскар») и художественная лента об американцах в первые дни боевых действий на Филиппинах «Их было не вернуть» (They were Expendable, 1945).

Награжденный впервые премией «Оскар» за фильм об ирландском восстании 1916 года «Осведомитель» (The Informer, 1935), Форд не раз удостаивался этой премии за фильмы «Гроздья гнева» (1940), «Как зелена была моя долина» (1941), «Тихий человек» (The Quiet Man, 1952, также приз МКФ в Венеции). В 1971 в связи с ретроспективой фильмов Форда на МКФ в Венеции был награжден почетной премией.