Джозеф Лео Манкевич
Джозеф Лео Манкевич родился в Уилкс-Барре (штат Пенсильвания, США). Свой творческий путь он начинал в конце 1920-х годов в Берлине, где был помощником корреспондента газеты “Чикаго трибюн”, а также работал переводчиком субтитров немецких фильмов. Старший брат, успешный сценарист, привлек его в 1929 году к работе на студии “Парамаунт”, где Джозеф писал субтитры для немых версий звуковых фильмов, сочинял диалоги и сценарии. В 1934 году он перешел на студию MGM, где его желание заняться режиссурой было встречено заявлением Луиса Майера: “Прежде чем ходить, надо научиться ползать”, и Манкевич стал продюсером. Среди фильмов, которые он продюсировал: “Ярость” (1936) Фрица Ланга, “Филадельфийская история” (1940) Джорджа Кьюкора. Поняв, что руководство студии не намерено давать ему возможность для самостоятельной постановки, Джозеф Манкевич в 1944 году перешел на студию “XX век- Фокс”, где в 1946 году дебютировал как режиссер готической мелодрамой “Дрэгонвик” (1946), заменив в последнюю минуту больного Эрнста Любича. В дальнейшем за 26 лет он поставил 20 различных фильмов: режиссер экранизировал Шекспира, снимал вестерн и мюзикл, ставил социальную городскую драму и эпическую ленту. На его счету удачные комедии “Призрак и миссис Мьюир” (1947), “Покойный Джордж Эпли” (1947), триллер “Побег” (1948), драма “Дом незнакомцев” (1949). В число ведущих американских режиссеров Манкевич выдвинулся благодаря драмам “Письмо к трем женам” (1949) и “Все о Еве” (1950) – обе картины принесли ему “Оскары” за сценарии и режиссуру. За драматической комедией “Повод для сплетен” (1951), снятой в традициях лучших фильмов Фрэнка Капры, последовал шпионский триллер “5 пальцев” (1952). Поставленный Дж.Манкевичем “Юлий Цезарь” (1953), с Марлоном Брандо в роли Антония и Эдмондом О’Брайеном в роли Каски, остается одной из лучших экранизаций пьесы В.Шекспира. Последующие его фильмы, среди которых – “Босоногая графиня” (1954), “Внезапно прошлым летом” (1959) – отмечены как достоинствами, так и недостатками творчества Манкевича: интересный сюжет, прекрасная работа с актерами – и неоправданные перебивки в диалогах, длительность фильма, противоречивость режиссерской позиции. Имя Манкевича оказалось связано с одним из самых громких провалов в истории кино – с исторической картиной-“пеплумом” “Клеопатра” (1963), с Элизабет Тейлор в главной роли. Хотя справедливости ради стоит отметить, что его пригласили доснять этот один из самых дорогостоящих кинопроектов после увольнения прежнего режиссера. Последними работами Джозефа Манкевича стали вестерн с элементами черной комедии “Жил-был мошенник” (1970) и психологический триллер “Ищейка” (1972), с Лоуренсом Оливье и Майклом Кейном. В 1986 году Манкевич был отмечен премией Режиссерской гильдии за вклад в киноискусство, а в 1987 году на кинофестивале в Венеции ему была вручен почетный “Золотой лев”.