Фриц Ланг
Фриц Ланг, немецкий и американский режиссер, сценарист и продюсер. Родился в Вене в семье архитектора. По желанию отца изучал архитектуру, но вскоре уехал в Мюнхен, а затем в Париж, где предпочел посвятить себя живописи. Путешествовал по Малой Азии, Северной Африке, России, Китаю, Японии и Индонезии, зарабатывая рисованием и продажей открыток. Вернувшись в Париж в 1913, работал художником, дизайнером одежды и карикатуристом. С началом войны уехал последним поездом в Вену, ускользнув от французской полиции, и был призван в армию рядовым. Получив четыре ранения и ослепнув на правый глаз, он был демобилизован в 1916 в звании лейтенанта и, долго оправляясь от ранений в госпитале, начал писать рассказы и киносценарии. Несколько его сценариев были куплены немецкими студиями, и он вскоре уехал в Берлин, где перепробовал ряд киноспециальностей, в том числе актера на эпизодических ролях.
Всегда стремящийся к полному контролю над собственным творчеством, Ланг остался недоволен вольным обращением со своими сценариями, и в 1919 снял свой дебютный фильм, «Полукровка» (Halbblut). Картина о человеке, которого губит любовь к женщине, положила начало одной из постоянных тем Ланга (сам фильм утерян). Уже третья его лента — «Пауки» (Die Spinnen; первая часть 1919, вторая 1920), приключенческий триллер о преступной организации, стремящейся к мировому господству, — принесла режиссеру шумный коммерческий успех.
Продюсеры потребовали от него немедленно приступить к съемкам второй части, из-за чего ему пришлось отказаться от другого задуманного проекта, фильма «Кабинет доктора Калигари» (Das Kabinett des Dr. Caligari), снятого в итоге Робертом Вине.
Картина «Усталая смерть» (Der mude Tod, 1921), одна из лучших ранних работ Ланга, получила высокую оценку критиков и окончательно выдвинула его в число ведущих немецких режиссеров.
Следующий фильм — «Доктор Мабузе, игрок» (Dr. Mabuse Der Spieler/Dr. Mabuse; две части, 1922) — вновь рассказывал о преступлениях маньяка, стремящегося к власти над миром.
Эпический фильм «Нибелунги» (Die Nibelungen/Siegfried, 1924) вновь состоял из двух частей — «Зигфрид» и «Месть Кримгильды» — и был основан на средневековой легенде, нашедшей позднее место в арийской мифологии нацизма. В тот же год во время поездки в Америку, под впечатлением нью-йоркских небоскребов, он задумал свою следующую ленту, «Метрополис» (Metropolis, 1926). Ее постановка чуть не разорила студию «УФА»; это был на тот момент самый дорогой фильм в истории немецкого кино.
Для постановки триллера «Шпионы» (Spione, 1928) Ланг создал собственную компанию, и вновь добился успеха в своем излюбленном жанре. Первый звуковой фильм режиссера — «М» (M; 1931) — затронул новую для кино тему. Это был психологический триллер о маньяке, убивающем детей.
В фильме «Завещание доктора Мабузе» (Das Testament des Dr. Mabuse, 1933) Ланг вложил фашистские лозунги в уста негодяев. Картина была запрещена Геббельсом; вызвав режиссера к себе, чтобы сообщить ему о запрете, рейхсминистр пропаганды одновременно предложил ему от имени самого фюрера руководство немецкой киноиндустрией. В тот же вечер Ланг, мать которого была еврейкой, уехал во Францию.
Сняв один фильм во Франции, Ланг переехал в США. Лишь в 1936 ему удалось снять первый американский фильм, «Ярость» (Fury). Критики моментально признали фильм шедевром, но это не облегчило положение Ланга в Голливуде.
Одной из его лучших картин стал ироничный триллер «Женщина в окне» (The Woman in the Window, 1944). Картина «Большая жара» (The Big Heat, 1953) была этапной в переходе кино к более реалистичному изображению насилия на экране.
Однако с течением времени Лангу становилось все труднее бороться с произволом продюсеров, и в 1956 он решил не работать больше в Голливуде. Поездка в Индию, где он намеревался снять романтический костюмный фильм, оказалась неудачной.
В США он провел свои последние годы в уединении в темном особняке в Беверли-Хиллз, ведя дневник и увлекаясь мыльными операми.