Гильермо Дель Торо
Гильермо дель Торо родился в Мексике, в Гвадалахаре, штат Халиско. Воспитывала его бабушка, ультраконсервативная католичка. С самого раннего возраста мальчик проявлял интерес к кино, особенно к фантастике и готическим фильмам ужаса. Наиболее глубокий след в его душе оставили такие фильмы, как “Грозовой перевал” Уильяма Уайлера, “Таксист” Скорсезе, “Черное воскресенье” Марио Бава, “Ночь живых мертвецов” Джорджа Ромеро и классические фильмы ужаса студии “Хаммер” 60-х. Свой первый фильм он снял в возрасте 8 лет во время учебы в католической школе для мальчиков, мечтая о том, что однажды он станет настоящим режиссером.
Переехав в США и поступив на высшие курсы гримеров, юный дель Торо начал изучать науку создания спецэффектов под руководством легендарного Дика Смита. Смит был создателем спецэффектов в таких классических фильмах, как “Экзорсист”, “Сканнеры” и “Голод” Тони Скотта с участием Дэвида Боуи и Катрин Денев.
Когда в 1986 году в возрасте 21 года дель Торо вернулся на родину, Хайме Умберто Эрмозилло, один из самых почитаемых мексиканских режиссеров последних двадцати лет, предложил ему стать продюсером фильма “Дона Эрлинда и ее сын”. В это же время дель Торо создал свою собственную компанию по производству спецэффектов “Некропия” (Necropia), что позволило ему прямо или косвенно принять участие в съемках более 20 художественных фильмов, включая “Бандитов” (Bandidos), Coitas, “Ложь из милосердия” (Mentidas Piadosas), а также телесериалов “В назначенное время” (Hora Marcada) и “Байки из склепа” (Tales from the Crypt). Одновременно дель Торо начал читать лекции по кинематографии и занялся журналистикой. Его публикации появлялись в таких престижных изданиях, как Sight & Sound и Village Voice. В этот период дель Торо издает свою книгу о фильмах Альфреда Хичкока, одного из своих любимых режиссеров.
В 1992 году, после нескольких лет сотрудничества с мексиканским телевидением, дель Торо наконец удалось достать необходимые средства для съемок своего первого художественного фильма “Хронос” (Cronos) – современного прочтения легенды о вампире. “Хронос”, в котором проявился неповторимый стиль дель Торо, сразу же был одобрен критиками во всем мире, получил многочисленные международные награды, в частности премию критики на Каннском фестивале и мексиканского “Сезара”. С “Хроноса” началось сотрудничество между Гильермо дель Торо и Роном Перлманом, любимым актером режиссера, который затем снялся в его “Блейде-2” и “Хеллбое”. Восторженные отзывы критики по поводу “Хроноса” дали дель Торо возможность пять лет спустя снять свой первый фильм в Голливуде – “Мутанты” (Mimic) для студии “Мирамакс”, в котором Мира Сорвино отражает нападение тараканов-гуманоидов. Но дель Торо не сошелся взглядами со студией “Мирамакс”, сотрудничество оказалось неудачным, режиссер извлек большой урок из сделанных ошибок. Он вернулся в Мексику и создал свою собственную продюсерскую компанию “Текила-Ганг” (Tequila Gang), чтобы иметь возможность лично контролировать производство своих фильмов.
В этот момент братья Альмодовары, по достоинству оценив исключительный талант дель Торо, предложили ему снять малобюджетный фильм ужасов в Испании. Разочаровавшись в Голливуде, дель Торо сразу же принял их предложение и использовал эту возможность для того, чтобы гораздо более полно выразить свою творческую индивидуальность. Это был “Хребет дьявола” (The Devil’s Backbone), замысел которого возник у режиссера пятнадцать лет назад, еще до написания сценария “Хроноса”. Под видом истории о привидениях, он снял глубокий фильм о детях, сталкивающихся с ужасами войны. Так же, как и “Хронос”, “Хребет дьявола” принес режиссеру многочисленные награды.
В последующие годы, помирившись с Голливудом, Дель Торо согласился стать режиссером “Блейда-2” (Blaide-2) – продолжения фильма Стефана Норрингтона с Уэсли Снайпсом в главной роли по комиксу компании “Марвел”. “Блейд-2” имел потрясающий кассовый успех, превзошедший все ожидания, что позволило дель Торо приступить к работе над фильмом по мотивам другого комикса – “Хеллбой” Майка Миньолы, прежде утвержденный режиссер которого, безуспешно пытался начать съемки в течение семи лет. Этот фильм считается лучшей адаптацией комикса в истории кино. Ради завершения работы над “Хеллбоем”, дель Торо отказался от предложений снять “Блейд-3” и “Гарри Поттер и узник Азбакана”. Режиссером последнего стал Альфонсо Куарон, которого дель Торо почтительно называет “другом” в память об их сотрудничестве при продюсировании “Хребта дьявола” и “Хроник” (Сronicas) Себастьяна Кордеро.
Представленный в конкурсной программе Каннского фестиваля, “Лабиринт Фавна” является третьим их совместным проектом Альфонсо Куарона и Гильермо дель Торо, а также знаменует возвращение дель Торо в Испанию спустя пять лет после работы над “Хребтом дьявола”. Исключительно самобытный фильм, замысел которого дель Торо вынашивал в течение двадцати лет, “Лабиринт Фавна” – одновременно самый личный, самый совершенный, самый эмоционально насыщенный и самый доступный для понимания фильм мексиканского режиссера, ставший, по мнению многих, уникальным явлением в современном кино. Это было в полной мере подтверждено и искушенным каннским зрителем: 22 минуты звучали восторженные аплодисменты после показа картины на фестивале.
В настоящее время дель Торо вместе с его автором, Майком Миньолой и исполнителем главной роли Роном Перлманом работает над продолжением “Хеллбоя” для той же студии “Коламбия”. Кроме того, снимает картину “В горах безумия” (At the Mountains of Madness) по мотивам романа Г.Ф. Лавкрафта (H.P. Lovecraft).