Лукино Висконти

Лукино Висконти

Лукино Висконти ( настоящая фамилия Visconti di Modrone – Висконте ди Модроне), один из величайших итальянских кинорежиссеров. Родился в Милане. Кинематографическую деятельность начал в 1936 во Франции как ассистент Ж.Ренуара в фильме “Загородная прогулка”. В 1940 участвовал в съемках ф. “Тоска”, начатых Ренуаром и прерванных из-за войны ( закончены итал. реж. К.Кохом). Первый его ф.”Одержимость” (по роману Дж.Кейна “Почтальон всегда звонит два раза”, 1942) явился провозвестником неореализма и резко противостоял парадному муссолиниевскому кинематографу жёстким, неприкрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом, накалом людских страстей.

Как активный антифашист и участник антифаш. борьбы В. был арестован гестаповцами и спасся от расстрела лишь благодаря случайности.

В 1945 участвовал в создании док. ф. “Дни славы”.

Одной из вершин неореализма стал ф. “Земля дрожит” ( по роману Дж.Верги “Семья Малаволья”, 1948), снятый в сицилийском рыбачьем поселке Ачи-Трецца с участием непроффессиональных исполнителей, говорящих на местном диалекте.

В кругу неореализма – комедия “Самая красивая” (1951) и к/м новелла в ф. “Мы, женщины” (1953) – обе с участием А.Маньяни, полные живых зарисовок послевоенного быта, римской улицы, психологии городского среднего слоя.

В 1954 В. снял ф. “Чувство” (по К.Бойто).

В 1957 году экранизировал “Белые ночи” Ф.Достоевского, перенеся действие в современное Ливорно.

Висконти регулярно работал в драм. и муз. театрах, равно владея языком сцены и экрана, ставил пьесы У.Шекспира, А.П.Чехова, Ж.Кокто, Ж.Ануя, Т.Уильямса, оперы Г.Доницетти, Дж.Верди, Р.Штрауса. Тенденция к синтезу двух искусств часто сказывалась в фильмах Висконти.

В 1960 году в фильме “Рокко и его братья”( по роману Дж.Тестори “Мост Гизольфы”, спец. приз Мкф в Венеции) открыл для итальянского кино острейшую социальную проблему миграции населения нищих крестьянских провинций Юга в промышленные центры Севера. В форме многопланового семейного романа фильм запечатлел конец патриальхального крестьянского рода.

В “Леопарде” (по Дж.Томази ди Лампедуза, 1962, гл. приз Мкф в Каннах, 1963)- романтической фреске из эпохи Рисорджименто, повествование об упадке старинного сицилийского поместья имеет четкий социальный контест: уход аристократии с исторической арены, наступление царства буржуазии.