Микеле Соави
Карьеру в кино он начал в качестве актера, снимающегося в малобюджетных фильмах на незаметных ролях. Первый раз на широком экране он появился в 1977 в фильме о войне “Большая битва” (Grande attacco). Гораздо интереснее его появление в третьем своем фильме (под псевдонимом Майкл Шоу), вернее интересен сам фильм – “Чужой 2: на земле” (Alien 2, sulla terra) (1979) – это малобюджетное не санкционированное продолжение нашумевшего фильма. Кроме всего прочего, он еще весьма жесток и натуралистичен (по крайней мере про него так пишут). Шестой ролью Соави стала роль Майкла Фишера в фильме Лучил Фульчи “Город живых мертвецов” – это был его первый творческий контакт с фильмом ужасов.
Несколько раз Соави снимался на второ- и третьестепенных ролях в фильмах известного итальянского режиссера Джо Д’Амато, в числе которых был и практически порнографический “Калигула: неповеданная история” (не путать с фильмом Тинто Браса – он по сравнению с этим не более, чем легкая эротика) и фильм ужасов Rosso sangue (также имеющий довольно громкие альтернативные названия – Antropophagus 2, Grim Reaper 2, Zombie 6).
Уже в 1982 году Соави начал осваивать новую для себя профессию – режиссера. В качестве второго помощника режиссера он участвовал в съемках прекрасного фильма Дарио Ардженто “Дрожь” (Tenebre). Именно тогда он и стал протеже самого Ардженто. Маститый режиссер увидел в двадцатипятилетнем парне потенциал и помог ему развить его.
Еще один прорыв Соави совершил в 1983 году, освоив смежную профессию – сценариста. Он написал сценарий к фильму в жанре фэнтези “Атор-невидимый” (Ator l’invincibile), режиссером которого также был Д’Амато (впрочем, как и вторым сценаристом). Тогда же он снялся и в фантастическом боевике Д’Амато “Endgame – Bronx lotta finale”, де одновременно он был и помощником режиссера. В этом же году он снялся в роли Томми во втором кинофильме Ламберто Бава “Лезвие в ночи” (естественно, это были ужасы), где вновь исполнял обязанность помошника режиссера.
В 1985 году Соави вновь в обеих ипостасях – как актер и помощник режиссера – участвовал в съемках таких фильмов как “Феномен” Ардженто (роль полицейского), “Демоны” Бава (роли Джерри и продавца билетов) и в боевике того же Ламберто Бава “Blastfighter”. Тогда же он попробовал себя и в качестве самостоятельного режиссера, сняв нечто под названием “Долина” для телевидения. Однако самым важным событием этого года стал для Соави фильм “Мир ужасов Дарио Ардженто” – документальный фильм про его учителя и наставника. Те, кто его видел, говорят, что весьма интересно. Кроме того, что он появляется на экране (в роли самого себя), Соави является еще сценаристом и режиссером этого фильма.
Благодарный Ардженто становится продюсером первого самостоятельного фильма Соави – “Deliria”. Однако перед этим Соави вновь работает со своим учителем над фильмом “Опера”, где кроме того, что является режиссером второй группы, также выполняет и актерскую работу – появляясь в роли инспектора Даниэля Соави (!).
Теперь вернемся к дебютному фильму Соави. Снятый малой компанией Imperial Entertainment, “Deliria” в зарубежном прокате имела несколько названий – “Кровавая птица”, “Резьня на звуковой сцене”, но самым известным стало “Страх сцены” (Stage Fright). Действие разворачивается на съемках своеобразного “мюзикла ужасов”, в котором действует убийца в маске совы. В это же время из психушки сбегает безумный актер-убийца, и режиссер мюзикла решает, что фильм будет гораздо интереснее, если заменить “музыкального” убийцу на настоящего. Новый же главный герой не хочет просто играть какую-то роль – он воплощает убийства в жизнь. Этот фильм мог бы стать очередным рядовым джиалло, по крайней мере довольно стандартное и предсказуемое повествование дает такой возможности хорошие основы. Однако Соави своим подходом к простому материалу поднимает этот фильм гораздо выше и делает весьма интересный, отдающий оригинальностью.
Второй фильм Соави “Церковь” (1989) вновь сосватал Дарио Ардженто. Первоначально режиссировать этот фильм должен был Ламберто Бава, но в последний момент, уже не за долго до начала съемок, он отказался. Так что Соави получил в руки уже готовую концепцию и ему пришлось с темпе подгонять ее под себя, в чем ему помог сценарист Джианни Ромоли. С таким дезорганизованным началом было бы не удивительно, если бы и окончательный вариант был бы столь же сумбурным. Центральная линия повествования (в фильме много второстепенный линий) рассказывает о готическом соборе, который построен на месте массового захоронения ведьм. И при помощи амбициозного исследователя древнее зло почти что вырывается на свободу. Визуальный стиль Соави очень сильно продвинулся вперед по сравнению с предыдущим фильмом, и именно сильная “настроенческая” атмосферная стилизация поднимает фильм на уровень выше среднего (сюжетная линия у него немного хромает). В фильме вновь появляется (уже становясь фирменным знаком Соави) холодно-голубой цвет, который обозначает присутствие зла.
Третий фильм, режиссером которого стал Соави, был поставлен в 1991 году и назывался “Секта” (одно из наиболее распространенных его альтернативных названий также “Дочь дьявола”). В нем режиссер еще глубже погружается в фантастический мир снов, а вернее сказать кошмаров, где грань между жизнью и смертью становится все более расплывчатой. Фильм повествует о сатанинской секте, которая стремиться вызвать в мир своего повелителя, при помощи беременности наивной школьной учительницы. Звучит как подражание “Ребенку Розмари”, не так ли? Но на самом деле больше ничего общего между этими двумя фильмами больше нет. Действие, как это часто бывает в итальянских фильмах ужасов, не имеет четкого ритма, и причины происходящего незначительны. Но эта аритмичность и беспричинность только придают фильму большую притягательность. В фильме визуальная сторона начинает играть еще большую роль, усиливается символичность происходящего.
Через три года после последней режиссерской работы (в 1994) Соави заканчивает свой следующий проект – фильм “Смерть-любовь” (Dellamorte Dellamore), который считается лучшим фильмом режиссера. После этого почти что триумфа Соави уходит из кинематографии. Почему – не ясно, в качестве объяснения чаще всего указывается, что он решил проводить больше времени со своей семьей и поэтому ему пришлось пожертвовать кино (вроде бы это связано с его тяжело больным сыном или что-то вроде этого). Правда, в 2000 и 2001 он был режиссером каких-то проектов для итальянского телевидения, но в большое кино вроде пока что возвращаться не собирается. Конечно жаль, что столь самобытный и интересный режиссер порадовал мир всего лишь четырьмя фильмами, но зато все они заслуживают внимания. Смотря на его творчество, ясно замечаешь, как режиссерский стиль Соави от фильма к фильму развивался и эволюционировал.