Рубен Мамулян
Рубен Мамулян, американский режиссер. Армянин по происхождению, родился в Тифлисе. Будучи сыном председателя банка, детство провел в Париже. Учился в Московском университете и в студии Е. Вахтангова, в 1918 поставил несколько спектаклей в Тифлисе, затем выступал в Англии, с 1923 — в США. Режиссер в театре Дж. Истмена и на Бродвее, в 1927 прославился постановкой «Порги» — пьесы, позднее положенной в основу оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
В 1929 дебютирует фильмом «Аплодисменты» (Applause) поразившим невиданной тогда свободой движения камеры, монтажом звука и изображения. Последующие работы, такие как: гангстерская лента «Городские улицы» (City Streets, 1931); экранизация «Доктор Джекилла и мистера Хайда» (Dr. Jekyll And Mr. Hyde, 1932); музыкальная комедия «Люби меня сегодня вечером» (Love Me Tonight, 1932) выделялись новаторским использованием звуковых эффектов, смелым и осмысленным движением камеры, образным монтажом, запоминающейся работой оператора, а также тонкой и яркой игрой актеров.
Режиссерский талант Мамуляна и владение экранной выразительностью приносили успех даже коммерческим картинам, таким как «Песнь песней» (Song Of песни, 1933) и «Королева Кристина» (Queen Christina, 1933).
Экранизация теккереевской «Ярмарки тщеславия», «Бекки Шарп» (Becky Sharp, 1935) была не только первым американским цветным фильмом, но и отличалась смелым использованием цветовых решений, отличной игрой актеров и кинематографичностью драматургии (восстановлена самим режиссером в 1984).
В дальнейшем Мамулян удовлетворялся высокопрофессиональными коммерческими (приключенческими и музыкальными) лентами, которые сегодня считают недооцененными. Трижды отстранялся студиями от постановок («Лора», 1944; «Порги и Бесс», 1958, «Клеопатра», 1961). Последний фильм Мамуляна — основанный на комедии Э. Любича «Ниночка» мюзикл «Шелковые чулки» (Silk Stockings, 1957).