Сергей Эйзенштейн
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров, откуда после революции 1917 года добровольцем ушел в Красную Армию. В 1920 году его направили в Академию Генштаба на курсы переводчиков, однако Эйзенштейн ушел работать художником – постановщиком в московский театр Пролеткульта, где позже стал режиссером. Большое влияние на него оказал главный режиссер театра – Всеволод Мейерхольд, познакомивший Сергея Эйзенштейна с понятием “обусловленной спонтанности”. Развив теорию Мейерхольда, Эйзенштейн создал собственный стиль монтажа, при котором эффект, создаваемый последовательностью кадров в целом больше суммы его частей. Несмотря на стремление сделать свои фильмы понятными для массового зрителя, Эйзенштейн зачастую “отпугивал” аудиторию обилием символов и метафор – тем, что он называл “интеллектуальным монтажом”. Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн, тем не менее, вошел в историю кино как один из крупнейших его теоретиков (и практиков), сумев показать, что в возможности облекать абстрактные понятия в конкретные образы кинематограф намного обогнал своего предшественника – театр XIX века. Фильмы же Сергея Эйзенштейна “Броненосец “Потемкин” (1925), “Александр Невский” (1938), “Иван Грозный” (1945 – 1958) являются шедеврами мирового кинематографа. Умер Сергей Михайлович 11 февраля 1948 года в Москве.