Шиям Бенегал
Индийский режиссер. Родился в городе Три-мулгхерри, штат Андхра Прадеш.
Кино Бенегал “заболел” в раннем детстве. Будучи двоюродным братом известного актера и режиссера Гуру Датта, Шьям много часов проводил в павильонах киностудии и первый любительский фильм снял отцовской камерой в 12 лет. Но семья настояла на том, чтобы прежде чем окончательно сделать выбор, юноша должен получить “серьезную” профессию, и он поступил в Османский университет в Хайдарабаде, где не только изучал экономику, но активно участвовал в постановках студенческого театра и организовал кинематогра фическое общество.
Прежде чем стать режиссером игрового кинематографа, Шьям Бенегал прошел хорошую школу на телевидении и в документальном кино. Несколько лет работы (1960 — 1974) на индийском, английском и американском телевидении, где режиссеру приходилось пробовать силы в разных “жанрах” — начиная от рекламных роликов (он создал их более 900) и кончая производством документальных и научно-популярных лент, приучили его к соблюдению строжайшей дисциплины, умению “укладываться” в самые кратчайшие сроки и снимать в условиях жесточайшей экономии. Все эти качества оказались полезными в дальнейшей карьере режиссера, когда он решил работать в игровом кино. И скромный бюджет его первого фильма “Росток” никак не отразился на его художественном качестве. Драматическая история деревенской служанки (одна из лучших ролей Смиты Патиль), осмелившейся противостоять деспотичным и наглым хозяевам, поразила зрителей не столько сюжетом (в индийском кино за всю его длинную историю были созданы сотни лент о бедных девушках, ставших жертвами жестокости богачей), сколько режиссерским и актерским решением темы. Суровый реализм, подчеркнуто сухая, почти документальная манера повествования, убедительность человеческих характеров сделали картину Бенегала заметным явлением в индийском кино. “Росток” был признан “лучшим национальным фильмом 1975 года” и получил 43 приза на фестивалях в Индии и других странах. Бенегал получил возможность продолжить работу в игровом кино, и к концу 90-х годов на его счету набралось восемнадцать полнометражных лент, несколько телесериалов и множество документальных картин, большая часть из которых получила широкое признание не только на родине Бенегала, но и за рубежом.
Будучи по собственному признанию “трудоголиком”, режиссер не знает “творческих простоев”. Если нет работы в кино, он снимает фильмы для телевидения, одновременно пытаясь найти деньги для постановки новой игровой картины. Пользуясь огромным влиянием во многих правительственных организациях, Бенегал не скрывает, что многие фильмы снимает “по заказу” — съемки “Неру” финансировало правительство Индии, “Пробуждение” — Совет разви тия национальной промышленности, а “Путешествие” — Компания индий ских железных дорог.
Бенегалу принадлежит своеобразный “рекорд” — пока он остается единственным в истории национального кино режиссером, которому были собраны средства для съемок среди крестьян, видевших его “Росток”. Не ставя никаких предварительных условий относительно темы или сюжета будущей ленты, они вручили режиссеру значительную сумму денег, не сомневаясь в том, он способен показать на экране жизнь индийской деревни такой, какая она есть.
В своем творчестве Бенегал анали зирует проблемы, которые волнуют общество, причем делает это с позиции рядового индийца, и именно этой доступностью, ясностью, четко выраженной авторской позицией его фильмы столь близки тем, к кому они обращены. “Росток”, “Конец ночи”, “Трудная роль”, “Век Кали”, “Сардари Бегум” — разные по темам картины, однако каждая из этих работ — своего рода исследование определенного пласта индийского общества, проведенное не только точно и интересно, но со знанием и любовью к объекту. Более того, Бенегалу удалось “объять необъятное” — острота и актуальность проблематики в его лентах всегда соединены со зрелищностью, захватывающим сюжетом и прекрасными актерскими работами. Для индийского кино, где параллельно существуют “развлекательное” и “социальное” кино, такой подход стал подлинным откровением.
Острое социальное содержание и гармоничная форма, в которой естественно “соседствуют” традиционные индийские мотивы и европейская манера съемок, наконец, обращение к самым широким слоям населения сделали фильмы Бенегала популярными не только у творческой интеллигенции, оценившей высокий профессионализм режиссера, изящность построения мизансцен и отточенность ракурсов съемок, но и самого широкого зрителя. Шьям Бенегал стал едва ли не единственным режиссером “нового” кино, фильмы которого смотрит вся страна.