Уильям Фридкин

Уильям Фридкин

Уильям Фридкин родился 29 августа 1939г., американский режиссер еврейского происхождения, выходец из России.

Многие годы проработал (начиная с 1957) на ТВ, снимая рекламные и учебные фильмы. Дебютировал в игровом кино в 1967 картиной «Хорошие времена». Последующие фильмы «Ночь налета на ресторан Минского» (1968), «Вечеринка в день рождения» (1969), Оркестранты» (1970) не принесли ему успеха.

В 1971 лента «Французский связной» не только получила 5 «Оскаров» (в том числе за фильм и режиссуру), но и принесла Фридкину заслуженную славу как постановщику знаменитой сцены погони автомобиля за поездом метро. Реалистический образ полицейского Дойла, созданный Джином Хэкманом, выгодно отличался от предшественников своей бескомпромиссностью и человеческой неоднозначностью, не прикрашенной жанровыми стереотипами.

Кассовым чемпионом стал и мистический фильм «Изгоняющий дьявола» (1973), мрачная лента об одержимой сатаной двенадцатилетней девочке. Но уже в этой экранизации демонического бестселлера проявились отрицательные стороны болезненного дарования режиссера: стремление шокировать зрителя нагромождением натуралистических сцен, сомнительная мораль и издержки вкуса. Это последнее особенно проявилось в фильме из жизни подпольного мира гомосексуалистов «Круизинг» (1980 ), который не спасла от коммерческого провала даже блестящая игра Аль Пачино в роли полицейского.

Не стал хитом и римейк фильма А. Ж. Клузо «Плата за страх» под названием «Колдун» (1977), в котором завораживающая музыка прикрывала рутинную режиссуру. Фильмы «Ограбление Бринка» (1978) и «Сделка века» (1983) оказались еще посредственнее. Более интересным стал фильм «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985), в нем Уиллем Дефо создал запоминающийся образ злодея-фальшивомонетчика. И все же ряд сцен фильма выглядит как самопародия и бледная копия «Французского связного».

Жестоким натурализмом отмечена картина «Неистовство» (1989) о проблемах смертной казни и «Опекун» (1990) о кровожадной няне, поклоннице древнего языческого божества. Неплохие спецэффекты не смогли скрыть наивность замысла. В 1997 снял римейк «12 разгневанных мужчин».