Валериан Боровчик
Валериан Боровчик родился 21 октября 1923 года. Изучал живопись в Краковской академии, затем был художником киноафиш. Занялся анимацией и снимал фильмы вместе с Яном Леницей («Однажды» (Once Upon A Time) и «Стриптиз» (Striptease), 1957; «Дом» (Dom), 1958 и др.).
После распада соавторства снимал один («Энциклопедия бабушки в 13-ти томах» (L’enclyclopedie de grand’maman en 13 volumes), «Ренессанс», «Словарь Иоахима»). С 1966 живет и работает в Париже. Снял короткометражные фильмы («Розали», «Гавот» и «Диптих»), анимационный фильм «Театр месье и мадам Кабаль» (Le theatre de monsieur et madame Kabal, 1967) — полнометражную версию своей же ленты 1962, в которой проявился интерес Боровчика к изысканной эротике в сочетании с обращением к высоким образцам мировой литературы; это направление определило все его последующее творчество.
В изображении любви режиссера всегда отличал отменный вкус, тонкая ирония и высокая культура, хотя не каждый фильм был удачным. Боровчик предпочитал исторические сюжеты, обращения к современным темам («Проститутка», 1976) в его творчестве крайне редки.
Снял абсурдно-эротическую картину «Гото, остров любви» (1969), затем «Бланш» (Blanche, 1971), экранизацию средневековой легенды из эпохи Карла Великого, и, наконец, два эротических шедевра, которые во многом основаны на западноевропейской истории, — «Аморальные истории» (Contes immoraux, 1974) по мотивам старинной славянской легенды и «Зверь» (La bete, 1975) по повести Проспера Мериме «Локис».
В 1975 в Польше экранизировал роман Стефана Жеромского «История греха» (Dzieje grzechu), в 1977 интерпретировал сочинения Стендаля в ленте «За стенами монастыря» (L’interno di un convento).
Работы 80-х годов являются изящными экранизациями, не выходящими за пределы коммерческого эротического кино: «Странная история доктора Джекила и миссис Осборн» (Docteur Jekyll et les femmes, 1981) — фантазия на широко распространенные в 20 веке стивенсоновские темы; «Лулу»(Lulu, 1980) — вольная экранизация известной пьесы Франца Ведекинда о женщине, ставшей жертвой Джека-потрошителя; «Искусство любви» (L’art d’aimer, 1983) — изысканная вариация на темы Овидия.
В 1987 принял участие в продолжении экранизаций порнографических романов Эмманюэль Арсан, сняв «Эмманюэль-5» (Emmanuelle 5). Несмотря на то, что его последняя работа «Церемония любви» (Ceremonie d’amour) сделана в 1988, Боровчик по праву занимает одно из ведущих мест среди мастеров киноэротики, расцветшей в 70-е годы.