Василий Журавлев

Василий Николаевич Журавлев родился в Рязани. Его отец был бухгалтером, мать вела домашнее хозяйство. Василий еще учился в гимназии, когда началась первая мировая война. Отца призвали в армию, туда же хотел бежать, но неудачно, его сын. Только в годы Гражданской войны Журавлев добился того, чтобы отец взял его в свою часть. За эти годы он был связным, шофером, чекистом, получил закалку на всю жизнь.

После окончания войны в 1923 году Журавлев поступил на актерское (на режиссерском факультете мест не было) отделение Государственного техникума кинематографии (нынешний ВГИК), который закончил в 1927 году. Но актером он не стал, решив посвятить себя режиссуре, и уже в 1928 году начал работать помощником режиссера Сергея Юткевича на фильме `Кружева`.

В 1929 году он получил право на первую самостоятельную постановку и снял маленькую кинокомедию `Приемыш`.

Уже в 1930 Журавлев поставил сразу два фильма: комедию `Неизвестное лицо` и историко-революционный `Реванш`. Если `Неизвестное лицо` `тихо проплыло` по экранам, то `Реванш` пользовался шумным успехом, так как был первым остросюжетным историко-революционным детским фильмом о событиях 1905 года. Да к тому же одним из авторов его сценария был Михаил Ромм.

Успех `Реванша` Журавлев решил закрепить в своем следующем фильме `Бомбист` (1931) об участии детей в борьбе против интервентов в годы гражданской войны, и за ним прочно укрепилась слава мастера детского приключенческого фильма.

В 1933 году режиссер приступил к съемкам своего первого звукового научно-фантастического фильма для детей `Космический рейс` (1935), консультантом которого был К.Э. Циолковский. Съемки продолжались два года, и фильм имел успех и у взрослых, и у детей, и даже за рубежами СССР.

Высоко оценила пресса и новую работу Журавлева картину о пограничниках `Граница на замке` (1937).

В конце 30-х годов он снял ленту `Борьба продолжается` (1938) о борьбе немецких коммунистов и рабочих против фашизма в Германии.

В 1940 году Журавлев поставил одну из самых популярных своих картин `Гибель `Орла`, которая не устарела и сегодня, так как была наполнена морской романтикой, проникнута уважением к людям в синих форменках, к их трудной службе. У касс кинотеатров в предвоенное время выстраивались длинные очереди желающих посмотреть `Гибель `Орла`.

К съемкам своего нового фильма `Пятнадцатилетний капитан` режиссер приступил летом 1945 года после окончания войны. В нем удачно сочетались романтика жюльверновских приключений, высокий профессионализм, великолепный актерский ансамбль. Фильм вышел на экраны в марте 1946 года, имел шумный успех и продолжает идти до сих пор.

Затем Журавлев поставил картины `Мальчик с окраины` (1947), `Неразлучные друзья` (1952), несколько документальных лент.

В 1954-56 годах Василий Журавлев работал главным советником Управления кинематографии Министерства культуры КНР, помогая китайским друзьям осваивать специфику кино.

Вернувшись домой, режиссер отошел от детской приключенческой тематики, сняв на `Мосфильме`: `Лавину с гор` (1958), по заказу Гостелерадио приключенческую ленту `Черный бизнес` (1965), картины `В небе только девушки` (1969), `Морской характер` (1970), `Человек в штатском` (1973) и даже стереофильм `Всадник на золотом коне` по мотивам башкирских сказок.

За свою долгую творческую жизнь Василий Журавлев поставил 16 игровых фильмов. Три из них – `Граница на замке`, `Гибель `Орла“, `Пятнадцатилетний капитан` – вошли в золотой фонд советской приключенческой классики. На них воспитаны поколения людей, родившихся в конце 30-х – начале 40-х годов и более поздние. Василий Николаевич Журавлев умер 16 ноября 1987 года в Москве.