Вернер Херцог
Режиссер, урожденный Вернер Стипетич (Stipetic), родился в Мюнхене, а вырос в Закранге, маленькой Баварской деревушке. Ему исполнилось 12 лет, когда его разведенная мать, уроженка Югославии, увезла его обратно в Мюнхен, где они жили в страшной нищете. Мальчик страстно полюбил кино и в возрасте 14 лет начал подавать идеи для кинопроектов местным продюсерам. Ни один проект не был реализован. Будучи еще школьником, он работал по ночам сварщиком на сталелитейном заводе и вкладывал все заработанные деньги в производство любительских короткометражных фильмов. Первый фильм “Геракл” (Herakles) был снят в 1962 году украденной, как он сам признался, камерой, когда он был на первом курсе Мюнхенского университета. Затем последовали еще два. В 1966 Херцог уехал в США, где учился в Университете Дюкесн в Питтсубрге и, как он сам говорит, работал на местной телестудии, а позже короткое время снимал фильмы для НАСА. Вернувшись в Германию, он поставил четвертый короткометражный фильм “Последние слова” (Letzte Worte), 1967, выигравший главный приз на Фестивале в Оберхаузене.
Херцог снял своей первый художественный фильм “Признаки жизни” (1968) в Греции. Исследуя влияние неземного пейзажа на рассудок, фильм рассказывал о трех умирающих от скуки немецких солдатах, охраняющих склад с боеприпасами на греческом острове Кос, рядом с Критом, и о том, как постепенно сходил с ума один из них. Картина выиграла Германский Приз кино и значительную сумму денег, а также Серебрянного Медведя за Лучший Первый фильм на МКФ в Берлине в 1968 году. Сводящее с ума одиночество и чувство отчуждения в незнакомой среде станет повторяющимся кафкианским мотивом в нескольких последующих фильмах режиссера. Следующий фильм Херцога, “Карлики тоже были маленькими” был по-настоящему беспокойной параболой с использованием бунта в сумасшедшем доме для карликов в качестве микрокосмоса разлагающихся буржуазных ценностей.
Своим следующим фильмом, “Агирре, гнев Божий” (1972), Херцог вырвался на передний край Нового Немецкого кино. Завораживающий фильм чрезвычайной визуальной мощи был снят в джунглях Перу. Он рассказывает сагу обезумевшего от власти испанского конкистадора, ведущего саморазрушительные поиски легендарного города золота, Эльдорадо. Это был самый понятный фильм режиссера на тот день и он получил широкое распространение на международном рынке. Как и в нескольких других фильмах, в нем снялся Клаус Кински. Игра Бруно С. обеспечила мощный стержень следующего фильма Херцога, “Каждый за себя, а Бог против всех/Загадка Каспера Хаузера” – см. аннотацию. Фильм завоевал Приз жюри на МКФ в Каннах в 1975 году. Гораздо менее понятным для зрителей стал фильм “Сердце из стекла” (1976), необычная драма метафизического содержания, которая продемонстрировала, как далеко может зайти режиссер, чтобы добиться желаемой эмоциональной интенсивности от актеров. Для достижения стилизованного портрета галлюцинации и безумия в этом фильме, Херцог снимал актеров под гипнозом.
Собственная одержимость Херцога темой одержимости приняла более чем солидную форму в “Фицкарральдо”, фильме, принесшем Херцогу Приз за режиссуру на МКФ в Каннах в 1982 году. В процессе съемок фильма о человеке настолько одержимого идеей построить оперный театр на Амазонке, что он пытается доставить корабль через горы, Херцог сам показал себя не менее одержимым, чем его герой. Он и его люди вынесли невероятные лишения, сталкивались со смертельной опасностью и подвергались всем вообразимым природным и созданным человеком ненастьям в течение трех лет подготовки и девяти месяцев самих съемок. Их испытания и страдания и безумие всего предприятия были убедительно записаны в документальном фильме Les Blank “Бремя мечты” (Burden of Dreams), 1983, в котором сам Херцог говорит: “Я больше не должен снимать фильмы. Мое место в сумасшедшем доме”. Но, конечно, же он вернулся, завоевав еще больше поклонников и новые призы за фильм “Носферату – призрак ночи” (1979) и другие картины. В конце 1970-х он был темой документального фильма “Я есть мои фильмы: Портрет Вернера Херцога”. В 1966 году Херцог женился, и его сына зовут Рудольф Амос Ахмед.
Херцог осуществляет полный контроль над своей работой, он сам продюсирует и пишет сценарии. Его фильмы глубоко личные и абсолютно бескомпромиссные. Хотя он однажды сказал, что “фильм – не искусство ученых, но безграмотных”, большинство его лент остается вне понимания или интереса массовых зрителей. Но число его поклонников неизменно растет, они восхищаются одним из самых творческих и пьянящих голову художников международного кино сегодняшнего дня.