Жюльен Дювивье
Жюльен Дювивье родился в Лилле (Франция). Образование получил в школе иезуитов и в Лилльском университете, однако бросил учебу в университете ради карьеры провинциального актера. Перебравшись в Париж, Жюльен Дювивье стал ассистентом знаменитого режиссера-новатора Андре Антуана, который и посоветовал ему попробовать силы в кино. С 1918 года он работал ассистентом у режиссеров Л. Фейада и М.Л’Эрбье. В 1919 году Жюльен Дювивье дебютировал как постановщик, сняв свой первый фильм “Гасельдама”. В 1920-е годы режиссер поставил ряд коммерческих лент, из которых заметны мелодрама “Человек с `Испано`” (1926) и экранизация “Рыжика” (1925) (по Ж.Ренару). Впоследствии популярный у зрителей “Рыжик” был снят им повторно в 1932 году – в звуковом варианте и с другими актерами. В 1930-е годы Жюльен Дювивье становится одним из ведущих мастеров французского кино, примыкая к направлению “поэтический реализм”. В числе основных работ этого периода – “Знамя” (1935), “Пепе ле Моко” (1937), “Бальная записная книжка” (1937), “Конец дня” (1939). У режиссера снимались ведущие актеры – Ж.Габен, Фернандель, Л.Жуве, В.Франсен, М.Симон, Ф.Розе. Поставленный в 1935 году с огромным размахом эпизод из жизни Христа, фильм “Гологофа”, привлек к Дювивье внимание магнатов Голливуда, которые после триумфа “Пепе ле Моко” пригласили его в США. В Голливуде режиссер поставил блестящую картину “Большой вальс” (1938) – романтизированную кинобиографию Иоганна Штрауса. Во время Второй Мировой войны, в 1940-1944 годах, Жюльен Дювивье работал в США, наиболее удачная из снятых в этот период картин – “Сказки Манхэттена” (1942). После войны режиссер вернулся на родину, где перенес на экран роман Жоржа Сименона “Паника” (1946), снял фильм о жизни итальянского городка “Мирок Дон Камилло” (1952) и его продолжение – “Возвращение Дон Камилло” (1953), экранизировал романа Я.Вассермана “Дело Маурициуса” (1954), поставил комедию “Марианна моей юности” (1955). В Великобритании Дювивье экранизировал “Анну Каренину” (1948), причем главную роль сыграла Вивиьен Ли. Широкую известность получила его психологическая драма “Мари-Октябрь” (1959), воскресившая события Движения Сопротивления. Также среди лучших лент Жюльена Дювивье – сборник новелл “Дьявол и десять заповедей” (1962).