Фэй Данауэй
Фэй Данауэй, американская актриса. Полное имя — Дороти Фэй. Училась на факультете драмы Флоридского университета, потом в Школе изящных искусств в Бостоне. C начала 60-х играла в театре. В 1967 году продюсер Сэм Сигал увидел ее в спектакле по пьесе Артура Миллера «После грехопадения» и пригласил сняться в картине «Происшествие».
В том же году А. Пенн взял Данауэй на главную женскую роль в «Бонни и Клайд» (Bonnie And Clyde). Эта картина о двух знаменитых грабителях банков стала культовой, и в моду вошли береты и юбки-миди а ля Бонни. Позднее Пенн поручит ей роль миссис Пейндрик в вестерне «Маленький Большой Человек» (Little Big Man, 1970), под кукольной внешностью которой скрывается порочное существо.
Амплуа актрисы во многом определила ее незаурядная внешность — безупречная фигура, огромные прозрачные глаза, сухощавое лицо, высокие скулы, пышные светлые волосы.
Режиссеры видели в Данауэй роковую женщину, стерву, холодную и опасную для мужчин (как, например, в «Китайском квартале» (Chinatown) Р. Поланского). Р. Лестер посчитал ее идеальной Миледи в своей экранизации А. Дюма «Три мушкетера. Подвески королевы» (The Three Musketeers, 1973) и «Четыре мушкетера. Месть миледи» (The Four Musketeers, 1974).
Однако в почерке актрисы отчетливо видны черты настоящей американки — прагматичной, энергичной, сметающей со своего пути все ненужное. Такой она предстала в фильме С. Крамера «Оклахома как она есть» (Oklahoma Crude, 1973) — героиня отстаивает свои права на земельный участок, где открыта нефть, вступая в борьбу с могущественным трестом.
Разумеется, нельзя сказать, что играя экранных стерв, Данауэй воплощает самое себя; работа актрисы, как правило, заключается в тонкой проработке образа, в котором всегда заложено какое-то противоречие.
В дальнейшем, снимаясь у европейских режиссеров, Данауэй стала создавать все более сложные, часто трагические характеры в фильмах «Жгучая тайна» (Burning Secret, 1988), «Ясной лунной ночью» (Midnight Crossing, 1988).
Одной из лучших ее работ стала Ванда Уилкокс в фильме Б. Шредера «Пьянь»/«Завсегдатай бара» (Barfly, 1987), где она сыграла опустившуюся алкоголичку, подругу такого же спившегося писателя. Историю создания этой ленты описал автор сценария Чарльз Буковски в романе «Голливуд», где лаконичными, но восторженными словами набросал портрет актрисы.