Ричард Бартон
Родился в Pontrydyfen, Wales, Великобритания. Урожденный Ричард Уолтер Дженкинс-младший, сын шахтера из Уэльса, никогда не забывал о своих корнях. Ричард Бертон приобрел репутацию одного из самых лучших актеров в мире, а потом обвинялся, что ставил славу и деньги выше искусства и преданности своей профессии. При помощи своего шкльного учителя Филип Бертон, юный Ричард Дженкинс получил стипендию в Оксфордский университет (позже он произносил имя Бертон как свое собственное) и изучал актерское мастерство; по ходу дела он выработал отчетливый и прекрасный голос. На сцене он впревые появился в 1943 году, но его карьера по настоящему началась, когда он оставил Британский Флот в 1947 году. “Последние дни Долуина” (1948) был дебютом юного Бертона, и он произвел поразительное впечатление в возрожденной на сцене “Леди не для сожжения” (The Lady’s Not for burning”), 1949. Когда Бертон пришел с этой пьесой на Бродвей в следующем году, он произвел солидное впечатление на американских продюсеров и был отобран играть главную мужскую роль в “Моей кузине Рэйчел” (1952), по мистической книге Дэфны ду Морье. Его успех в этом фильме привел его в самую середину Голливудской активности в таких фильмах, как “Веревка” (1953), Дожди Ранчипура” и “Принц игроков” (оба в 1955), но фильмы эти не спалили кассы, и Бертон проводил много времени на сценах Великобритани в США.
Бертон сыграл главные роли в нескольких респектабельных английских фильмах в конце 1950-х, включая “Оглянись во гневе” (1959), но его восхождение к звездам началось с роли короля Артура в Бродвейском мьюзикле “Камелот” в 1960 (за роль он получил награду Тони) и роли Марка Антония в киноверсии “Клеопатры” 1963 года. С таким количеством звезд производство начиналось и останавливалось несколько раз с несколькими разными режиссерами. Во время съемок фильма между Бертоном и его женской звездой Элизабет Тэйлор завязался роман, что привело к тому, что они бросили своих предыдущих партнеров – и весть об этом была в заголовках газет всего мира.
Команда Бертон-Тэйлор стала собирать большие деньги, и, хотя он играл Гамлета на сцене (пьеса была снята на пленку, чтобы потом показывать в кинотеатрах) и Беккета в фильмах (оба 1964), он привлекал большее внимание публики в классных развлекательных фильмах со своей женой в фильмах, как “Очень важные персоны” (V.I.P.s), 1963, и “Кулик” (1965). Искусство и коммерция нашли общие интересы пары в фильме “Кто боится Вирджинии Вульф?” (1966) и в “Укрощении строптивой” (1967), но публика уже устала от постоянных сходов и расходов во взаимоотношениях актеров. Позже они вместе сделали фильмы “Комедианты” (1967), “Доктор Фаустас, Бум!” (оба в 1968), “Хэммерсмит сбежал” (1972) и телефильм “Он разводится – Она разводится” (1973).
По сути, Бертон приобрел дурную славу за то, что снимался в фильмах, если ему платили больше за какой-то проект – он сам этого не отрицал – это губило его значительней талант. Так он снялся в “Синей бороде” (1972), “Вояже” (1973), “Экзорсиста 2: Еретик” (1977), “Отпущении грехов” (1981, снятом в 1978), “Прикосновение медузы” (1978), “Колдовская любовь” и “Вагнер” (1983). Бертон был удостоен семи “оскарных” номинаций как Лучший актер второго плана как, например, номинацию за Лучшую мужскую роль второго плана за “Моя куизна Рэйчел” (странно, так как он был главным героем) и как Лучший актер за “Багряницу”, “Беккет”, Шпион, который вернулся с холода” (1965), “Кто боится Вирджинию Вульф?”, “Анна на тысячу дней” (1969) и “Эквус” (1977), но он так и не выиграл золотой статуэтки.
Его последней работой был хорошо принятый минисериал “Остров Эллис” (где снялась его дочь, актриса Кэйт Бертон) и внушительный римейк “1984” (1984). Он написал о своих взаимоотношениях с Тэйлор в тоненьком, но очаровательном томике “Встречи с мистером Дженкинсом”.