Билли Уайлдер

Билли Уайлдер

Режиссер, сценарист, продюсер. Урожденный Сэмюэл Уайлдер, сын владельца сети отелей, он поступил в Венский Университет, намереваясь изучать юриспруденцию. Но оставил академическую жизнь после одного года, чтобы стать репортером для ведущей газеты австрийской столицы. Приобретя некоторый опыт, он уехал в Берлин, где стал штатным сотрудником крупнейшей газеты. В интервью он сам сказал, что в тот период подрабатывал платным танцором в отеле. “Я был жиголо”, – сказал он в своей обычной прямой и циничной манере. В то же время он пытался пробиться в кино в качестве сценариста. В 1929 – 33 на немецких студиях по его сценариям был поставлен ряд фильмов, в том числе “Эмиль и детективы” и “Человек, который ищет своего убийцу”. Первая удача пришла во время работы с Робертом Сиодмаком над полудокументальным фильмом “Люди в воскресенье” (1929). Позднее он работал над сценариями ко многим немецким фильмам, но в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, еврей Уайлдер был вынужден бежать в Париж, где он был сорежиссером фильма с Даниель Дарье. На следующий год он поехал в Штаты через Мексику. Его мать и другие члены семьи остались и погибли в концлагерях.

Уайлдер прибыл в Голливуд без денег и не зная английского языка. Он приехал вместе с актером Питером Лорром и несколько лет жил в крайней бедности на доход от случайных совместных сценариев. Написал сценарий к фильму “Восьмая жена Синей Бороды” (1938), “Полночь” (1939), “Задержите рассвет” (1941) и другие. Поворотный пункт в его карьере наступил в 1938 году, когда он начал длительное и плодотворное сотрудничество со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Их сотрудничество, которой длилось до 1950 года, породило длинную последовательность кассовых хитов и некоторые из самых ярких сценариев американского кино конца 1930-х начала 1940-х годов. Написав вместе такие успешные и утонченные комедии, как “Полночь” (Midnight) Лейзена, “Ниночка” Любича и “Огненный шар” (Ball of Fire) Хоукса, Уайлдер и Брэккетт расширили свое партнерство сценаристов до команды продюсер-режиссер-сценарист, в которой, начиная с 1942 года, Уайлдер взял на себя роль режиссера, а Брэккетт – продюсера, но оба вместе продолжали писать сценарии. Как режиссер Уайлдер дебютировал комедией “Майор и малютка” (1942).

Кроме 1945 года, который полковник Уайлдер провел в Германии в качестве главы Психологического Отделения Армии США, партнерство Уайлдера-Брэккетта успешно продолжалось до 1950 года, когда состоялась мощная кульминация в виде фильма “Сансет Бульвар”. Они продюсировали такие прекрасные фильмы, как триллер о Второй мировой войне “Пять гробниц на пути в Каир” и напряженную криминальную мелодраму “Двойная страховка”. Как режиссер Уайлдер выиграл “Оскара” за “Потерянный уик-энд” (1945), жесткую и безжалостную драму об алкоголизме, и разделил “Оскара” с Брэккеттом за сценарий. Фильм был назван лучшим фильмом года. Они поделили еще один “Оскар” за сценарий за “Бульвар Сансет” (1950), мощную драму о заходящей звезде немого кино.

После того, как Уайлдер порвал со своим утонченным и высокообразованным соавтором Брэккеттом, его собственный горький цинизм и порой склонность к вульгарности стали более заметны в некоторых его фильмах. “Большой карнавал” был мрачной, жесткой и циничной драмой о том, как репортер делает карьеру на трагедии. Это был самый катастрофический коммерческий провал, но и самый большой успех у критиков. “Шталаг 17”, триллер о лагере для военнопленных с элементами комедии; “Любовь после полудня”, романтическая комедия в духе Любича; “Свидетель обвинения”, напряженная судебная драма; и “Некоторые любят погорячей/В джазе только девушки”, хорошо знакомая в нашей стране комедия – все были тепло приняты критикой и пользовались коммерческим успехом у зрителей. В 1960 году Уайлдер выиграл “Оскара” за режиссуру комедии “Квартира”, которая также была названа лучшим фильмом года. Он также разделил “Оскара” за сценарий со своим регулярным соавтором из конца 1950-х, покойным И. Э. Л. Даймондом. После расхода с Брэккеттом Уайлдер был сам себе продюсер. Его фильмы постоянно приносили деньги, собрав в целом почти 100 млн долларов за всю его голливудскую карьеру. В 1990-х, сценический мьюзикл по его “Сансет Бульвару” пошел в Лондоне и в Штатах. Долгое время он был коллекционером предметов искусства.

В 1992 году получил премию “Феликс” за творчество.